ГБОУ " Школа №1272" ДО " Алые паруса-1"
Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов»
13 - 17 ноября
Конспект открытого занятия в рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов»Елена Полагутина
Конспект открытого занятияв рамках международного бакалавриата в подготовительной группе «История создания часов» по трансдисциплинарной теме: «Где мы во времени и пространстве» Воспитатель: Полагутина Е. В. Цель: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • Познакомить детей с историей возникновения часов. • Расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни. • Продолжать учить детей исследовательской работе. • Воспитывать любознательность, бережное отношение ко времени. • Расширять кругозор, обогащать словарь детей. Ход занятияВводная часть: Воспитатель:- Дети, отгадайте загадку: Они ходят, но стоят, Всем о времени твердят, Когда спать, когда вставать, Когда можно погулять… (Часы) - Что это? Дети: Часы. Основная часть. Воспитатель:- Как вы думаете, зачем людям нужны часы? Дети отвечают. Воспитатель: - Часы! Мы так привыкли к их существованию, что даже не замечаем их. Они с нами повсюду. Часы у нас на руке, дома и на улице, часы детском саду и на вокзале. Часы разные по форме. Одни часы – круглые, другие – квадратные, третьи - прямоугольные. -На занятии по аппликации мы с вами делали часы. Воспитатель обращает внимание детей на стенд, на котором вывешены работы детей. - Что делают часы, для чего их создали? -Да, часы нужны для того, чтобы измерять время. Правильно! - А что это такое, время? Дети отвечают. - В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Ведь проходит лето, проходит осень. И эта осень – новая, а вовсе не та, что была в прошлом году. И такая смена сезонов называется времена года. - Сменяется день ночью, утро – обедом и т. д…-это время суток. -Меняется и сам человек с течением времени – от младенца до старого человека …и это изменение его возраста во времени называется наша жизнь. Постановка проблемного вопроса: – Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы, во всем мире исчезли часы…. - Что было бы тогда? - Как мы с вами стали бы определять время? (Ответы детей) – А ведь когда-то очень-очень давно часов не было…. -Как же древние люли узнавали время? - Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (Показать картинки или слайды). - Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда. – Как вы думаете, почему? – В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца. -И придумал человек другие часы, более надежные. - А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течет»? А ведь когда-то время действительно текло и капало в водяных часах. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дыркой наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Поплавок со стрелкой опускался. На стенках сосуда были сделаны черточки-отметки, показывающие, сколько времени прошло тех пор, когда из сосуда вытекала вода. Как вы думаете, работали ли водяные часы ночью или в ненастный день? Дети отвечают. - Да, такие часы работали не только в солнечные день, но и в ненастье, и ночью. -Но водяные часы также оказались неудобными – Почему? – Они оказались неудобными, потому что в сосуд нужно было постоянно доливать воду. Не случайно с тех пор говорят о времени: «Сколько воды утекло!» Педагог проводит вместе с детьми опыт с водяными часами. -Стали люди думать, как бы придумать часы лучше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит, прошло определенное количество времени. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя. - А какие часы существуют сейчас? МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ -Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить (Показ механических часов, картинок с механическими часами) -Во многих городах мира есть башни с красивыми старинными механическими часами. Каждый час они отбивают время и играют какую-нибудь мелодию. Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля. БИГ БЕН в Англии. Самые большие и точные часы в столице Англии. ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ -На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках. (Показ электронных часов) Итог -Мы познакомились с вами с тем, как появились часы. А сейчас я хочу проверить, как вы усвоили историю возникновения часов. Работа в командах - выложить последовательность возникновения часов! Дети берут маленькие фишки, на которых нарисованы разные часы и собираются в команду с одинаковыми фишками. В итоге получается 5 оманд по 4 человека. (Детям раздаются картинки разных часов, а они, обсуждая в командах, должны выложить последовательность их развития) -Что нового вы узнали о часах? -Какими мы с вами были сегодня на занятии? |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.