ГБОУ " Школа №1272" ДО " Алые паруса-1"

Конспект исследовательского занятия на тему «Водный транспорт. Плавание тел. Изготовление лодочки» (старшая группа)

21 - 24 марта


Елена Полагутина 
Конспект исследовательского занятия на тему «Водный транспорт. Плавание тел. Изготовление лодочки» (старшая группа)

Конспект занятия по познавательному развитию с использованием исследовательской деятельности на тему:

«Водный транспорт. Плавание тел. Изготовление лодочки»

Задача: опытным путем показать, что металлические предметы тонут, а если им предать особую форму, то не тонут;

научить делать лодочку из пластилина и подвести к ответу на вопрос: почему кусочек пластилина тонет, а лодочка из пластилина плавает?

Цели: Расширять представления детей о видах транспорта.

Закреплять знания об истории развития водного транспорта и его видах.

Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов.

Развитие способностей к преобразованию.

Материалы:

Картинки водного транспорта;

Контейнеры с водой, пластилин, металлические предметы, деревянная палочка, плот, макеты кораблей, глобус.

Ход занятия.

В. – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о транспорте.

- Закройте глаза и послушайте, что за звуки вы слышите?

(аудио запись: крики чаек, плеск волн, гудки пароходов)

В. – Что вы услышали?

Д. – шум волн….

В. – Назовите транспорт, который передвигается по воде?

Д. – корабль, лодка.

В. – Как можно всё перечисленное назвать одним словом?

Д. – Водный.

В. – Правильно. Мы с вами сегодня будем говорить о водном транспорте.

(Показать плакат).

- Ребята, хотите узнать, как появился водный транспорт?

- Давным-давно, когда люди еще не умели строить дома и жили в пещерах, еду добывали, охотясь в лесу и в реке. Однажды один доисторический человек упал в реку, плавать он не мог и стал тонуть. Но на его счастье в воде проплывало поваленное бурей дерево, человек зацепился за него и таким образом доплыл до берега. И так человек понял, что дерево не тонет и на нем можно передвигаться по реке. Он стал рубить деревья, очищать от веток и связывать между собой. Так появился плот.

-Предлагаю понаблюдать, что произойдет, если в тазик с водой поместить маленький плот и устроить небольшую бурю.

(Вода будет переливаться через плот).

- Затем человек срубил одно большое дерево, вырубил и выжиг в дереве серединку и у него получилась лодка.

(Показ лодок народов мира. индийская и т. д)

-Предлагаю поместить в тазик лодку и понаблюдать, как она поплывет.

(Если наклонить тазик, то лодка поплывет по течению, а это не совсем удобно)

- И тогда человек придумал весла.

- Как вы думаете, чем удобны и не удобны весла? (человек сильно устает)

- Тогда человек придумал сделать парус. И лодка двигалась при помощи ветра.

-Прикрепляем к лодке парус и дуя на него двигаем лодку в тазике с водой.

detsad-811521-1512500587.jpg

(когда нет ветра, лодка с парусами не может плыть)

Великие географические открытия были сделаны именно на кораблях! И первое кругосветное путешествие было сделано именно на корабле (Магеллан…

Показ глобуса и пути первого кругосветного путешествия.

detsad-811521-1512500744.jpg

Далее рассматриваем уменьшенные копии кораблей Колумба и т. д. ,которые находятся на нашей выставке.

.

detsad-811521-1512503091.jpgdetsad-811521-1512503257.jpg

-Прошло еще немного времени, и человек придумал разные двигатели и научился строить современные корабли не только из дерева.

-Как вы думаете, как еще можно заставить лодку двигаться? (с помощью моторов и двигателей)

-Из чего сделаны современные корабли?

(из металла)

-Тогда возникает вопрос: как же могут плавать эти корабли, если они сделаны из металла….

-Предлагаю проверить, будет ли плавать в тазике металлическая ложка или гвоздь.

Как же так – металл тонет в воде, а корабли, которые сделаны из этого металла, нет?

-Почему железные корабли не тонут! Проведём эксперимент. Но перед этим немного отдохнём!

Физкультминутка «Корабль»

Волны плещут в океане: (Дети машут руками, изображая волны.)

Что нам чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед).

Это мачты кораблей (Дети вытягивают руки вверх).

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (Наклоны)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)

После физкультминутки дети вместе с воспитателем проводят опыт

«Почему корабли не тонут?»

. Корабль железный, но он не тонет. Почему?

Опыт: в ёмкость с водой опускаем кусочек металла. Что происходит? Подтверждается свойство металла – тонет в воде. Затем опускаем жестяную банку. Что видим? Почему банка не утонула

Ответы детей.

В-. Корабли не тонут потому, что они построены таким образом, чтобы не утонуть. Особая форма корабля позволяет ему держаться на воде. Корабль имеет плоское дно и высокие бортики.

Показать игрушку-кораблик, обратить внимание на плоское, широкое дно, бортики

Воспитатель показывает детям брусок пластилина

В. - Дети, скажите, может этот кусочек пластилина плавать в воде (нет)

-Почему? (Пластилин тяжелее воды).

В. - Вот вам задача, ребята. Как сделать так, чтобы этот кусочек пластилина не утонул (показывает брусочек пластилина)

(нужно вылепить лодку из кусочка пластилина)

.

-Итак, что нужно сделать, чтобы пластилин не утонул (придать ему форму лодки)

В. - Сегодня мы сделаем лодочку из пластилина. И вы поймете, почему кусочек пластилина тоне, а лодка из пластилина – плавает.

Воспитатель показывает детям, как лепить лодочку.

-Из брусочка делаем колбаску.

-Потом расплющиваем колбаску пальчиками на дощечке.

-Дальше делаем бортики, загибаем пластилин вверх и прищипываем пластилин по бокам.

-Теперь еще раз пальчиками проработаем дно лодочки.

Лодочка аккуратно опускаем в контейнер с водой. Она погрузится в воду и будет плавать.

detsad-811521-1512502698.jpg

-1512502749.jpg[/IMG]

В. -Вот видите, ребята, кусочек пластилина тонет, а наши лодочки плавают, потому что мы им придали нужную форму: вылепили плоское донышко и бортики, вода выше бортиков не заходит и кораблик плавает.

-Но помните, чтобы он плыл, а не тонул, его нельзя перегружать.

Итог

В. - Что нового вы узнали на занятии?

-Что вам больше всего понравилось?

-Какими мы с вами были сегодня на занятии?

(знающими, думающими, исследователями, смелыми).

-Молодцы! Вы отлично поработали и очень меня порадовали!


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.